В современном мире транспортировка грузов автомобильным транспортом является важнейшей сферой практически в любой отрасли человеческой деятельности. Развитая дорожная сеть позволяет доставить груз в сжатые сроки и с минимальными затратами, что делает автомобильные грузоперевозки одним из самых популярных и экономически выгодных видов транспорта. Для увеличения объемов и массы перевозимого груза применяются прицепы и полуприцепы, их сцепляют с автомобилем-тягачом при помощи специальных механизмов, получивших название тягово-сцепное устройство. Рассмотрим данные устройства более подробно.
Тя́гово-сцепно́е устро́йство (ТСУ) — устройство, предназначенное для буксировки грузовых и легковых прицепов транспортным средством (тягачом).1
По виду сцепного устройства ТСУ делятся на три основных типа: крюковые, вилочные (шкворневые) и шаровые. На легковых и малотоннажных коммерческих автомобилях наибольшее распространение получили тягово-сцепные устройства шарового типа, чаще называемые «фаркопами».
Фаркоп представляет собой тягово-сцепное устройство, предназначенное для буксировки прицепов полной массой до 3,5 тн. При правильном подборе такие ТСУ обеспечивают необходимые тяговые и динамические нагрузки, а так же отличаются удобством в эксплуатации, возможностью быстрой сцепки-расцепки с прицепом. Сцепка происходит путем соединения шара фаркопа с полусферой на дышле прицепа, при чем диаметр шара строго регламентируется и составляет 50 мм (требования ГОСТ 28248). По типу крепления крюка шара фаркопы различаются по исполнению:
1. Тип шара «А» - крепление крюка шара на двух болтах. Такой фаркоп является условно – съемным (для снятия фаркопа необходимо открутить болты). Данный вариант фаркопа является надежным и простым в эксплуатации, поэтому наиболее распространен на современных автомобилях.
2. Тип шара «B» - крепление крюка шара центральной гайкой (для снятия фаркопа необходимо открутить центральную гайку). Поскольку на сегодняшний день есть более современные типы съемных фаркопов, данная конструкция крепления шара устарела и редко встречается.
3. Тип шара «С» - быстросъемные фаркопы с горизонтальным или вертикальным креплением, очень часто встречаются в европейских странах. Крюк фаркопа фиксируется специальным пальцем - эксцентриком. ТСУ данной конструкции так же называют «фаркопы – полуавтоматы», благодаря удобству и простоте «снятия – установки» шара. Часто в конструкции таких фаркопов присутствует замок для предотвращения кражи.
4. Тип шара «Е» - данный вариант крепления крюка фаркопа называют «американским», поскольку используют его преимущественно на территории США. Основным отличием таких ТСУ заключается в способе фиксации крюка фаркопа к поперечине балки. Шаровый узел фаркопа европейского типа крепится к поперечной балке при помощи болтов или замка, а на фаркопе «американского» типа такое крепление осуществляется через соединение «квадрат в квадрат».
5. Тип шара «F» - фланцевое соединение шара фаркопа на двух болтах. Данный тип шара представляет из себя вариант «условно-съемного» фаркопа, при чем, в случае наличия 4-х отверстий в балке, его можно регулировать по высоте.
6. Тип шара «G» - фланцевое соединение шара фаркопа на четырех болтах. Данный тип шара представляет из себя вариант «условно-съемного» фаркопа.
7. Тип шара «H» - крюк шара фаркопа приварен к балке, в данной конструкции не предусмотрено снятие шара.
8. Тип шара «N» - фланцевое соединения крюка на четырех болтах, данные фаркопы представляют собой комбинированный вариант прицепного устройства, выпускаются в различных модификациях и исполнениях.
По грузоподъемности фаркопы производят трех видов:
1. До 1500 кг.
2. От 1500 до 2500 кг.
3. От 2500 до 3500 кг.
Грузоподъемность является важнейшим критерием при подборе фаркопа, при чем учитывать необходимо не только тяговую нагрузку, но и допустимую вертикальную нагрузку ТСУ.
1. Источник – URL https://ru.wikipedia.org/wiki/Тягово-сцепное_устройство (дата обращения 16.02.2019 г).